25.12.1911 — 2.03.2004
«Родился в рубашке», так говорит о себе Петр Степанович Мельник. Ветеран Великой Отечественной войны, опытный разведчик-наблюдатель, прошедший с боями от города Ворошиловградо до Кёнигсберга.
Петр Степанович родился 23 декабря 1911 года на Украине, в деревне Старошарапановке Крыжопольского района Винницкой области. Когда ему было 18 лет, Петр по комсомольской путевке приехал в Амурскую область. Работал учителем вначале украинского, потом русского языка и заочно учился в Благовещенском педагогическом училище. Женился Петр Степанович 1 января 1934 года.
Военное обмундирование Петр Васильевич надел на себя почти с первых дней войны.
Заочнику Благовещенского педучилища вручили повестку военкомата 10 июля 1941 года, буквально в перерыве между экзаменами. Повезло с самого начала. Он, имевший к тому времени четверых детей, попал артиллерийский полк, который до начала августа простоял, можно сказать дома в г. Завитинске, а за тем в составе этого полка Пётр Степанович вместе с другими, был переброшен на границу с Манжурией.
В то время здесь было далеко неспокойно, Японские сухопутные войска укрепляли свою военно-экономическую базу на материке.
Навыки армейской жизни, называются разведчика-наблюдателя: как появиться на приграничной полосе не замеченным, как замаскировать свои вторые «глаза» ( так разведчики называли между собой стереотрубу) и другие секреты — Пётр Степанович постигал в достаточно мирной обстановке до марта 43 года, уча на гражданке своих учеников грамоте, сам учитель оказался прилежным учеником.
— Это, наверное, и спасло мне жизнь, — вспоминает бывший фронтовик. — Попав на западный фронт после формирования под Ворошиловградом, наш второй артиллерийский корпус прорыва, был направлен в составе Брянского фронта на освобождение г.Орла. Здесь мы увидели настоящую мясорубку. Орловская группировка немецких войск оказалась крепким орешком.
А сколько таких мест от Орла до Кёнигсберга было у Петра Степановича? Особенно жутко было во время наступательных прорывов Советских войск, когда главное для солдата было — выполнить задание. И выполнял, за что и был награждён орденом Красной Звезды , медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». При упоминании об этих наградах, Пётр Степанович вспомнил случай, который остался в его памяти на всю жизнь. Вспоминается не только героическое на войне, но и просчёты: свои чужие
— В период одного фронтового затишья, к нам за помощью обратились связисты, — рассказывал углубившись, в свои воспоминания П. С. Мельник, и его глаза при этом слегка повлажнели, — Задание для нас, разведчиков, не стоило и выведенного яйца, считал молодой лейтенант, предложивший нашему командиру выделить сопровождающего до «пробежки» с бойцами и катушкой полевого провода до штабного соединения. Дав добро, командир отправил в ночь меня вместе со связистами, пожелав всем скорейшего возвращения.
Лейтенант, понадеясь то ли на память, то ли на Русское «авось» , сбился с пути, и пройда свою линию обороны завел нас в немецкий тыл. Окрик немецкого часового заставил вздрогнуть всех.
Выручили безупречное знание лейтенантом немецкого языка, да темная ночь, не позволившая часовому разглядеть неожиданных пришельцев.
Оказалось что вместо трёх километров связисты и разведчик прошли все пять.
Удалившись в безопасное место, лейтенант предложил собрать все документы, медали и ордена завернуть в плащь-палатку и закопать. Так и поступили. Даже попытались наметить место. Уйти с занятых позиций врага удалось благополучно, но на нейтральной полосе попали под мощное ракетное освещение, и стали чёткой мишенью для своих и для врагов.
— Косили нас с двух сторон, — вспоминает Петр Степанович, — и так обидно было умирать не в бою, а по глупому случаю. Не помню, как оказался на своей стороне, не услышал, а скорее почувствовал свою родную речь и возглас: » А ты оказывается, брат, вроде как из наших?! » уже потом при выяснении обстоятельств узнал, что из 12 отправившихся в ту ночь воинов, невредимым остался лишь я один, двое других вернувшихся получили тяжелые ранения, остальные погибли. Потом не редко мне напоминали боевые товарищи: «Счастливый, в рубашке родился».
Она, эта «рубашка», берегла солдата до конца войны.были ещё бои и награды, даже второй орден Красной Звёзды, знаки «Ветеран 15 АДП», «Ветеран труда», «Фронтовик 1941-1945гг». Но о тех погибших бывший солдат не может вспоминать спокойно. Слишком дорого заплачено за победу.
А после окончания войны Петр Степанович Мельник не сразу попал домой. После возвращения осенью 1945 года прямо с вокзала его, как фронтовика, политически грамотного человека, избрали в участковую избирательную комиссию. От такой работы он отвык, да и домой ему очень хотелось, ведь совсем рядом была любимая жена и четверо детей, Иван, Раиса, Любовь, Николай, которые его ждали с нетерпением. Но отказать было невозможно. Так и начал Петр Степанович свою мирную жизнь. Вскоре в семье Мельник родилось еще шесть девчонок: Светлана, Валентина, Екатерина, Людмила, Галина, Татьяна.
Долгие годы семья Петра Степановича Мельника жила в сельской местности. Сам же глава семейства работал учителем в селах Федоровка, Куприяновка, Поляна, Новоалексеевка, Демьяновка, Бессарабка, Цветковка и обучал грамоте не только сельских, но и своих десятерых детей.
Вышел на пенсию Петр Степанович 19 мая 1973 года и в 1975 году с семьей переехал в город Завитинск. Здесь он проработал еще 16 лет на железнодорожной станции Завитая в должности приемщика и станционного рабочего. Ушел из жизни Петр Степанович Мельник 2 марта 2004 года в возрасте 92 лет, прожив достойную жизнь.
Г. Подкорытова
ЗАВИТИНСКИЙ ВЕСТНИК
P.S. какого года газета не знаю, но старенькая, уже пожелтевшая.